Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди, Гаврилову, Бетельману, Эйхнеру, Жулеву

Дефекты зубных рядов и их классификация по разным авторам

У людей самого разного возраста встречаются те или иные дефекты зубных рядов. Этим словосочетанием обозначаются случаи, когда у человека отсутствует один или несколько зубов, когда они размещены в ненормальном положении, сдвинуты, перекручены, а также когда наблюдается нарушение прикуса.

Нередко у одного пациента может наблюдаться сразу несколько дефектов зубного ряда.

Зачем нужно классифицирование?

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.

Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного ортодонтического лечения нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разновидностей разбегаются глаза…

Классификация Кеннеди

Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные операции для коррекции прикуса.

Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.

Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.

Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:

  • отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
  • отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
  • отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.

Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.

Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.

Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.

Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный мостовидный протез съемной конструкции с применением опорных кламмеров.

Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Система Гаврилова

Гаврилов Евгений Иванович является видным научным деятелем СССР, доктором медицинских наук, который также разработал свою систему классификации дефектов зубных рядов. В своей работе он пытался добиться не только красивого внешнего вида зубов, но и полного восстановления их функциональности, а также правильного распределения нагрузки между всеми частями зубного ряда.

Классификация по Гаврилову предполагает наличие таких разновидностей дефектов:

  • односторонние, а также двухсторонние ряды зубов с имеющимися на их концах нарушениями (случай, когда испорченными или вообще отсутствующими являются крайние большие зубы или с одной, или с обеих сторон);
  • односторонние, а также двухсторонние ряды, в которых наблюдаются включенные боковые дефекты (в этом случае проблемы присутствуют с боковыми зубами на одной или обеих сторонах);
  • дефекты на передних зубах;
  • комбинированный вариант, когда встречаются признаки нескольких или всех упомянуты выше групп (дефекты с боковыми зубами и с передними, задними, крупными и боковыми, задними и передними);
  • также выделяется вариант с одиночно сохранившимися зубными единицами, то есть, фактически полной адентией.

Классы и подклассы Бетельмана

Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.

Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:

  1. Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
  2. Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.

Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.

Особенности системы Жулева

Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:

  • 1 класс – появившиеся в фиссурах полости, разного рода впадинки и ямки;
  • 2 класс – появившиеся полости в фиссурах, а также ямках передних зубов;
  • 3 класс – полости, имеющиеся на поверхности какого-либо переднего или бокового зуба;
  • 4 класс – полости в пришеечной, или придесневой области;
  • 5 класс – комбинированные случаи, включающие смешанные варианты из предыдущих указанных проблем.

Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.

Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.

Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.

Классификации дефектов зубных рядов

Следует отметить, что все классификации имеют недостатки и положительные стороны. Любая классификация облегчает изучение клиники частичной потери зубов, сокращает записи в истории болезни и, наконец, помогает взаимопониманию между врачами. Но ни одна классификация не дает точных указаний к применению того или иного протеза, так как не в состоянии полностью отразить сложную клиническую картину частичной потери зубов, вид прикуса, состояние твердых тканей и пародонта.

Бетельман А. И. зубные ряды, имеющие дефекты, делит на два класса. К первому он относит зубные дуги, имеющие один или несколько дефектов, но один или два из них являются концевыми. Второй класс составляют зубные ряды с включенными дефектами. Кроме того, в каждом классе он выделяет подклассы.

Классификации дефектов зубных рядов по Бетельману а. И.

Дефекты зубных дуг

Один или несколько дефектов,

среди которых, по меньшей мере, один ограничен только с мезиальной стороны

Один иди несколько дефектов,

но все дефекты ограничены с двух сторон

Дефект расположен на одной стороне

Дефекты расположены на обеих сторонах

В каждом из дефектов не более трех недостающих зубов

Есть хотя бы один дефект, в котором число недостающих зубов больше трех

Гаврилов Е. И. предложил свою классификацию дефектов зубных рядов (см. рис.). Особенность ее – выделение в отдельную группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами. Согласно этой классификации, различают четыре группы дефектов: 1) концевые (односторонние и двусторонние); 2) включенные (боковые – односторонние, двусторонние и передние); 3) комбинированные; 4) челюсти с одиночно сохранившимися зубами. Подготовка и методика протезирования таких дефектов имеют свои особенности.

По Кеннеди, все зубные ряды с дефектами делятся на четыре класса (см. рис.). К первому классу относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами, ко второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами, к третьему – зубные дуги с включенными дефектами в боковом отделе, к четвертому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги. Каждый класс, кроме последнего, имеет подклассы.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях рекомендуется следовать правилам (дополнениям) Апплегате:

Определение класса дефекта не должно предшествовать удалению зубов.

Если отсутствует третий моляр, и он не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

Если имеется третий моляр, и он должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации.

Если отсутствует второй моляр, и он не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

Класс дефекта определяется в зависимости от наиболее дистально расположенных беззубых участков.

Дополнительный дефект рассматривается, как подкласс, и определяется их числом.

Величина дополнительных дефектов не рассматривается, учитывается только их число, определяемое нормой подкласса.

Дефекты зубных рядов. Классификация по Кеннеди, классификация по Гаврилову

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову. Из классификации зубной адентии была принята классификация, предложенная в 1923 г. J. Kennedi. По Кеннеди классификация зубных рядов с дефектами – включает четыре класса.
Классификация дефектов зубного ряда Kenedy оригинальна, однако не лишена недостатков: обширна, но все же не охватывает всего разнообразия дефектов. Особенность двусторонних концевых протезов состоит в том, что мнимый недостаток классификации Кеннеди становится преимуществом.

Классификация зубных рядов с дефектами по Кеннеди Кеннеди (Eduard Kennedy -американский дентальный хирург) классификация зубных рядов с дефектами – включает четыре класса. К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму – зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему -зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому – зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Классификация дефектов зубных рядов Кеннеди (1923)

1 класс – потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция
протеза – лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления
для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной
ряд.
2 класс – односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной
опоры. Основная конструкция протеза – палатинальная фиксация протеза со
стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза
на стороне дефекта зубного ряда.
3 класс – односторонний дефект при
наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза – съемный
мостовидный протез на опорных кламмерах.
4 класс – дефекты во
фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза – съемный
мостовидный протез с опорными кламмерами.

Подробно о классификации Кеннеди:
классификация зубных рядов с дефектами – включает четыре класса.
К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами,
ко второму – зубные ряды с односторонними концевыми дефектами,
к третьему -зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе,
к четвертому – зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Классификация дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова (1966)

В ней выделяется четыре группы
дефектов:
1. Концевые односторонние и двусторонние.
2. Включенные (боковые односторонние, двусторонние и передние).
3. Комбинированные.
4. Челюсти с одиночно сохранившимися зубами.

В клинике используют следующую классификацию Е.И.Гаврилова (1968), им было предложено
различать следующие типы изъянов зубных рядов:

1) односторонние концевые;

2) двусторонние концевые;

3) односторонние включенные дефекты боковых отделов;

4) двусторонние включенные дефекты боковых отделов;

5) включенные дефекты переднего отдела зубных дуг;

Классификация дефектов зубных рядов

Классификация у пациента дефектов зубного ряда проводится стоматологом для выбора лечения. Учитывается число недостающих зубов, здоровье оставшихся единиц, состояние пародонта.

Существуют закономерности, позволяющие подобрать протез с учетом протяженности, местоположения нарушения. Классификация облегчает общение специалистов-стоматологов между собой, упрощает документирование.

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
  • аномалии строения резцов, клыков,
  • патологии задней либо передней части дуги,
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением,
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом),
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами,
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Систематизация была предложена К. Эйхнером. Он предположил, что зубная дуга состоит из 4 защитных зон, состоящих из моляров и премоляров на каждой стороне. Они отвечают за межальвеолярную высоту. Если речь о дефектах зубов, Эйхнер предлагает выделить три группы:

  • А – присутствуют ряды, где есть зубы антагонисты во всех 4 зонах,
  • В – одна либо несколько зон без антагонистов,
  • С – нет антагонистов во всех 4 зонах.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?ДаНет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры,
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки,
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается,
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц,
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

Классификация по Гаврилову

Классификация по Гаврилову – являет собой внятную систему дефектов зубных рядов, обладающей доступной структурой. Такая совокупность элементов, доказала свою практичность в методике стоматологического протезирования.

«Особенностью классификации по Гаврилову является выделение в особую группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами»

Промежутки в зубных рядах

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Для чего нужна систематизация дефектов в зубных дугах

Существует великое множество разнообразных комбинаций дефектов зубных рядов. Например, если попытаться создать математическую модель этих комбинаций, включив в нее все доступные характеристики и учитывающую сочетание различных признаков. В итоге получаем минимум 4*109 вариантов, каждый из которых имеет право на существование. Такое количество вариаций наглядно показывает необходимость в разработке обобщенных классификаций. Это более удобно в практическом применении и позволяет врачам разных стран понимать друг друга.

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову

Разрабатывая свою систему признаков для зубопротезирования, профессор Гаврилов выделил челюсти с сохранившимися отдельно стоящими зубами, в обособленную категорию. Это решение вполне обосновано, так как изготовление протезов для такого типа челюстей имеет свои особенности.

Зубные дуги с дефектами подразделяются на четыре класса:

  1. отсутствие зубов на концах челюстей (концевые дефекты) на одной либо обеих сторонах челюсти;
  2. дефекты, ограниченные зубами с двух сторон (включенные), передние и боковые одно и двухсторонние;
  3. наличие первого и второго классов в различных сочетаниях – комбинированные дефекты;
  4. зубные дуги с отдельно стоящими зубами.

Односторонний концевой изъян

Двусторонний концевой изъян

Односторонний включенный изъян боковых отделов зубного ряда

Двусторонние включенные изъяны боковых отделов зубного ряда

Включенный изъян переднего отдела зубного ряда

Челюсть с одиночно стоящим зубом

Дополнительно предлагается подразделять зубные ряды на 6 видов.

Отличия классификация зубных дефектов по Гаврилову

Широкое распространение получили две классификации, Кеннеди и Бетельмана.

Система признаков по Кеннеди насчитывает четыре типа:

  1. концевые дефекты с обеих сторон челюсти;
  2. то же самое, но только с одной стороны;
  3. включенные дефекты в боковой области рядов;
  4. то же, что и в третьем пункте, но в переднем отделе;

Бетельман выделяет две категории. К первой относится зубные ряды с несколькими изъянами, с одной либо с обеих сторон, но обязательно наличие как минимум одного «концевого» дефекта. Вторая категория – любые типы и сочетания «включенных» дефектов.

Использование системы доктора Кеннеди сопряжено с некоторыми сложностями. При диагностировании различных комбинаций, не попадающих в его классификацию, предлагается, понизить градацию класса. Это может привести к некоторой запутанности диагноза.

Виды категорий по Бетельману представляется чрезмерно обобщенными. Что влечет за собой невнятность в диагностировании.

Как видно из трех приведенных систем, классификация зубных рядов по Гаврилову выглядит наиболее конкретизированной.

В заключение нужно отметить, что не одна из рассмотренных систем, не дает точной картины в отношении отдельно взятого клинического случая. Большое количество факторов, влияющих на неполную утрату зубов, не позволяет уместить их в столь узкие рамки

Все существующие дефекты зубных рядов

При назначении ортопедического лечения специалист учитывает все особенности зубного ряда, наличие или отсутствие определенных моляров, состояние мягких и твердых тканей. Но при выборе протеза врач руководствуется классификацией дефектов. Она также необходима для упрощения записей в амбулаторную карту и профессионального общения специалистов.

Содержание

Зачем нужна классификация

Вопросом создания определенной систематизации, которая позволила бы создать универсальные подходы к лечению и подбору методов лечения, специалисты озадачились еще в 19 веке.

Сегодня существует несколько основных классификаций, которые используются в стоматологии. Благодаря систематизации и упорядочивания типов повреждений, специалист может выявить тип дефекта и подобрать оптимальный вариант восстановления зубного ряда. При неправильно подобранном протезе можно нарушить функционирование рядом расположенных моляров.

Когда врач не учитывает вид ортодонтического нарушения, нагрузка распределяется неравномерно, что приводит к расшатыванию опорных зубов, развитию различных заболеваний полости рта.

Для того чтобы этого избежать, были разработаны специальные классификации, где все ортодонтические заболевания разделены на классы и подклассы.

Чаще всего в стоматологии для записи используются систематизации по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову.

Классификация по Гаврилову

Доктор медицинских наук Гаврилов Евгений Иванович работал при СССР. Он создал классификацию различных типов разрушений зубного ряда и стремился не только воссоздать эстетичный вид. Главной целью работы ученого было восстановление их функциональности и точное распределение нагрузки.

По теме

Все о строении зуба

  • Мария Константиновна Тевс
  • 5 октября 2018 г.

Гаврилов предложил различать несколько типов дефектов, разделив их на несколько классов:

  1. Утрата с правой или левой стороны жевательных моляров.
  2. Отсутствие дистальной опоры сразу по обеим сторонам челюсти.
  3. Наличие смыкающих зубов с одной стороны, отсутствие нескольких жевательных.
  4. Утрата нескольких зубов, но сохранение с обеих сторон дистальных опор.
  5. Отсутствие нескольких клыков, резцов.
  6. Смешанные дефекты.
  7. Наличие только одного зуба. Практически полная адентия.

Классификация Гаврилова предполагает использование определенных методов протезирования в соответствии с установленным при обследовании классом нарушений.

Классификация по Кеннеди

Американский специалист в области стоматологии. Он один из первых дантистов, кто стал выполнять сложные хирургические операции для исправления прикуса. Все аномалии челюсти, на основе большого опыта, он разделил на четыре группы.

Свою систему он предложил применять еще в 1912 году. Даже на сегодняшний день она является самой используемой, и признана во всем мире.

Первый класс содержит повреждения, при которых в полости рта больного отсутствуют жевательные моляры с двух сторон. Он имеет несколько подгрупп:

  1. Отсутствие зубов не только по обеим сторонам дентального ряда, но и других позиций.
  2. При утрате моляров с боковых позиций, отсутствие их в двух местах.
  3. Отсутствие трех зубов, кроме жевательных.

Лечение подразумевает применение специального лабильного крепления. На его поверхности имеются приспособления для фиксирования недостающих моляров. С помощью данной конструкции удается восстановить зубной ряд.

Во второй класс входят нарушения, характеризующиеся односторонним дефектом и утратой дистальной опоры. Он также включает в себя три подкласса. В первый входят дефекты, сопровождающиеся отсутствием одного моляра, второй – двух зубов и третий – трех.

Метод лечения при наличии второго класса повреждений зубного ряда по Кеннеди предполагает применение конструкции с палатинальным креплением. Он фиксируется со стороны здоровых моляров и в месте, где находится нарушение.

По теме

Эффективные способы лечения фиссур на зубах

  • Ольга Александровна Новикова
  • 15 августа 2018 г.

К третьему относятся односторонние дефекты, при которых не утрачена опора. Подклассы также включают нарушения, как и в предыдущих классах. Для восстановления зубного ряда рекомендовано применять мостовидный съемный протез и опорные кламмеры.

В этом случае разделяется на подгруппы подклассов. Он включает в себя те нарушения, при которых отсутствуют зубы, расположенные на фронтальной части. При установлении четвертого класса нарушений следует устанавливать мостовидный протез и опорные кламмеры.

При использовании данной классификации у некоторых специалистов могут возникать некоторые затруднения. Это обусловлено тем, что чаще всего у пациента наблюдается несколько утраченных моляров в различных местах. В этом случае рекомендовано пользоваться дополнениями, разработанными Апплегате:

  1. Установление класса проводится до удаления травмированного зуба.
  2. Если утрачен третий зуб, который не нужно замещать, он не учитывается в классификации.
  3. При наличии третьего моляр, который используется как опорный, он должен учитываться при установлении класса нарушения.
  4. Учитывать второй моляр, если он присутствует и может быть использован в качестве опоры.
  5. Класс нарушения устанавливается в зависимости от дистально расположенных участков, где отсутствуют зубы.
  6. Дополнительно отсутствующий зуб относится к подклассу. Определяется числом утраченных моляров.
  7. Не рассматривается величина сопутствующих нарушений. При этом следует учитывать только число в соответствии с нормой подкласса.
  8. В четвертом классе отсутствуют подклассы.

Систематизация Кеннеди обширная, дает стоматологу больше информации. Но даже несмотря на то, что она более сложная, пользуется популярностью во всем мире.

Классификация по Бетельману

Бетельман на основе своих исследований предложил свою классификацию нарушения зубного ряда, методов их восстановления. Он включает в себя две большие группы, состоящие из двух подклассов, что значительно упрощает постановку диагноза.

Классификации дефектов зубных рядов по Бетельману А. И

Дефекты зубных дуг
I класс Один или несколько дефектов, среди которых, по меньшей мере, один ограничен только с мезиальной стороны II класс Один иди несколько дефектов, но все дефекты ограничены с двух сторон
I подкласс Дефект расположен на одной стороне II подкласс Дефекты расположены на обеих сторонах I подкласс В каждом из дефектов не более трех недостающих зубов II подкласс Есть хотя бы один дефект, в котором число недостающих зубов больше трех

Гаврилов Е. И. предложил свою классификацию дефектов зубных рядов (см. рис.). Особенность ее – выделение в отдельную группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами. Согласно этой классификации, различают четыре группы дефектов: 1) концевые (односторонние и двусторонние); 2) включенные (боковые – односторонние, двусторонние и передние); 3) комбинированные; 4) челюсти с одиночно сохранившимися зубами. Подготовка и методика протезирования таких дефектов имеют свои особенности.

По Кеннеди, все зубные ряды с дефектами делятся на четыре класса (см. рис.). К первому классу относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами, ко второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами, к третьему – зубные дуги с включенными дефектами в боковом отделе, к четвертому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги. Каждый класс, кроме последнего, имеет подклассы.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях рекомендуется следовать правилам (дополнениям) Апплегате:

1. Определение класса дефекта не должно предшествовать удалению зубов.

2. Если отсутствует третий моляр, и он не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

3. Если имеется третий моляр, и он должен быть использован как опорный зуб, то он учитывается в классификации.

4. Если отсутствует второй моляр, и он не должен быть замещен, то он не учитывается в классификации.

5. Класс дефекта определяется в зависимости от наиболее дистально расположенных беззубых участков.

6. Дополнительный дефект рассматривается, как подкласс, и определяется их числом.

7. Величина дополнительных дефектов не рассматривается, учитывается только их число, определяемое нормой подкласса.

8. Четвертый класс не имеет подклассов.

Убедившись в усвоении студентами теоретического материала и разобрав ошибки, допускаемые при ответах, преподаватель оценивает знания студентов и объявляет им оценки.

Преподаватель проводит клинический разбор тематического больного. Он обращает внимание студентов на технику безопасности и организацию рабочего места. Преподаватель проверяет правильность заполнения медицинской документации, обращают внимание на допущенные ошибки во время самостоятельного приема больных, оценивает работу каждого студента, разбирает неясные вопросы.

Дает задание для самоподготовки на дом, задание УИРС. Дежурный студент приводит в порядок рабочие места, сдает инструменты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8460 – | 7349 – или читать все.

95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
http://studfile.net/preview/5585936/page:9/
http://krasgmu.net/publ/kennedy/5-1-0-46
http://za-rozhdenie.ru/stomatologiya/klassifikacziya-defektov-zubnyh-ryadov
http://zubodont.ru/klassifikacija-po-gavrilovu/
http://dentalblog.ru/spravochnik/defekty-zubnyh-ryadov/
http://studopedia.ru/8_160160_klassifikatsii-defektov-zubnih-ryadov-po-betelmanu-a-i.html
http://orto-info.ru/zubocheliustnye-anomalii/chelyustey/sovremennyie-metodyi-ispravleniya-malenkoy-nizhney.html

Ссылка на основную публикацию